воскресенье, 8 июня 2014 г.

Образование - болото?

                                  «Что проку знать двадцать языков, чтобы на всех говорить глупости».

      Закончился учебный год и, как всегда, его венцом стали экзамены – переводные для девятых классов и бакалавриат для двенадцатых. По перечню предметов, которые вынесены на экзамены, можно безошибочно определить – в системе образования Республики Молдова победили предметники-языковики. Экзамен по румынскому, по английскому, по русскому и почему-то вдруг – по математике. По-видимому – это страшилка из студенческого прошлого чиновников-языковиков. Вот они и решили – помучаем и молодое поколение. 
      Для того чтобы поднять мёртвую экономику страны важны специалисты-технари, а это значит и экзамены должны быть – по физике, биологии, химии, математике, истории. Касательно языков, так эти экзамены в самую последнюю очередь. Языковики возмутятся – мол, речь, язык – это определяющее в формировании личности. И я соглашусь, но для экономики эти предметы не годятся. Я уже не говорю о том, что если, учителя-языковики, за двенадцать лет не научили языку и не привили привычку читать, то экзаменом не исправить. Конечно, тенденция девяностых крепка и стала, чуть ли не наследственной – помните, о чём мечтали девицы в те годы? Выучить английский, уметь печатать на машинке и знать секретарское дело. Этого набора моральной проститутки им хватало, чтобы присмотреться к толстосуму и покачать с того денег, в качестве секретаря понаблюдать за окружением его и подороже продать свою внешность. Просматриваешь биографии жён богатеев и диву даёшься, сплошь и рядом – секретарши, стюардессы, продавщицы, и все знавали по два, а то и три языка, и ни у одного доктора наук! Знание языков это приличный довесок к академическим знаниям! Но не ради того, чтобы заказать чашку кофе или выторговать приличное содержание или гонорар за ночную услугу. ;)
      Невозможно не оглядываться назад, ведь среднее поколение, которое сегодня руководит Министерством просвещения Республики Молдова вышли из советского всеобуча. Утверждаю – лучшего образования в мире! Какие же самые весёлые и интересные истории из нашего учебного и студенческого прошлого? Конечно, истории связанные с подготовкой шпор и мастерством списывания во время экзаменов. Знаменитая фраза – настоящий студент учится во время экзаменов! Почему я заговорил об этом? Контроль, который сегодня устроен за экзаменуемыми ужасает своим абсурдом. Видеокамеры, церберы, пронумерованы столы и сами воспитанники, стоит оглянуться тут же экзаменуемый удаляется с экзамена, не с того угла вскрыли конверт с экзаменационными работами, то аннулируются все работы и все отправляются на пересдачу. Спасибо – ещё не бьют и церберы не стоят голыми, но мы на пороге и этих новшеств. Почему голыми? Чтобы проверить экзаменуемых на устойчивость и смогут ли они выдержать, чтобы не отвлекаться от экзаменационного задания. Чем не средство проверки – голые церберы?
      Хочется напомнить устроителям экзаменов. Самые гениальные открытия были сделаны на клочках бумаги, промасленной газете, а вся медицина, наша, современная и вовсе начиналась с того, что врачи отрывали из могил трупы и исследовали и учились на них оперировать.  Даже закон гидростатики Архимед открыл сидя в ванной, а не в кондиционированном классе под прицелом камер и голых церберов. А Ньютон? Сидя под яблоней получил упавшим яблоком по голове что сделал? Он не обгадился, чего добиваются наши церберы от лицеистов, навешивая камеры, а открыл закон земного притяжения.
      Но вернусь к шпаргалкам. Никогда не забуду нашего преподавателя по ботанике в  институте – Владимира Ивановича. Как и все, он ловил списывающих. Списывающих, и в наши времена ловили. Так вот, Владимир Иванович, поймав списывающего, внимательно рассматривал шпаргалки на предмет определения почерка. И если шпаргалки были написаны самим студентом, то он изымал их, а студента возвращал сдавать экзамен. Почему? Потому что профессиональный преподаватель-педагого правильно считал, чтобы подготовить шпаргалку студенту надо поработать с учебниками и литературой, проштудировать лекции, найти ответ на вопрос или по теме, прочитать, определить важную или основную мысль, выделить её и записать мелким почерком. Все шпаргалки сложить в последовательности, чтобы удобно пользоваться. Затем, уже на экзамене, студент действовал в обратном порядке – подсмотрев в шпаргалке основную мысль на контрольный вопрос, должен был развить эту мысль так, как в учебнике или лекции. Так вот, Владимир Иванович, считал, что это важнейший элемент образовательного процесса – подготовка шпаргалки.
      Я не призываю разрешить списывание, но я против самодурства и абсурда, который, к нашему большому сожалению, становится нормой чиновников Министерства просвещения РМ.
      А вот в техникуме, когда я учился, был другой преподаватель по мелиорации, блестящий педагог – Бирюк Василий Васильевич. Для экзамена он собирал огромное количество специальной литературы и выкладывал её на стол. Учащийся брал билет и в течение короткого времени должен был найти среди горы книг ответы на вопросы. И если учащийся владел предметом то ему не составляло труда отыскать правильный ответ. Это воспитывало навык в специалисте работать с литературой. Знать всё невозможно, но научиться найти ответы на поставленные вопросы и знать где их искать – это один из самых важных навыков будущего специалиста.
      Министр просвещения РМ Майя Санду, как то заявила, что надо расслаивать и отсеивать после девятого класса учащихся гимназий, чтобы не тянуть за уши слабаков и не тащить их за уши в вузы, а чтобы те отправлялись приобретать профессии в колледжи (по нашему, по-советски – это профессиональные училища – ПТУ). Мол, справедливо заметила Майя Санду, нам нужны профессионалы в разных профессиях, нам не нужно, чтобы всё население Молдовы имело высшее образование. Справедливости ради, снова отмечу специально для Майи Санду – уровень образования, которое получают так называемые студенты в современных молдавских академиях и университетах, едва дотягивает до уровня советских ПТУ! ;) 
      Но, в общей концепции министр права, а кто будет отсеивать и по какому принципу? Скажем, титан мысли Константин Эдуардович Циолковский не смог сдать экзамены и провалил свою учёбу, но имя его стоит во главе всей мировой космонавтики, а его церберы канули в лету безвестными. Специально для чиновничьих мужей Минпросвещения РМ предложу пару строчек из гимназисткой жизни Циолковского: «Во втором классе Костя остался на второй год, а с третьего последовало отчисление с характеристикой «… для поступления в техническое училище». После этого Константин уже никогда и нигде не учился — занимался исключительно самостоятельно; во время этих занятий он пользовался небольшой библиотекой отца (в которой были книги по естественным наукам и математике). В отличие от гимназических учителей, книги щедро оделяли его знаниями и никогда не делали ни малейших упрёков».
Другой пример. Гений мировой науки Николай Васильевич Тимофеев-Ресовкий всего лишь прослушал университетский курс по биологии, проигнорировав лекции по другим предметам, и уехал заниматься наукой. Кстати сказать, лекции самого Николая Васильевича приезжал послушать сам Нильс Бор! И таких примеров множество.
Из молдавской жизни приведу тысячи примеров. Пройдите по кафе, барам и другим заведениям средней руки. Они заполнены бывшими студентами академий и университетов. Я не стану ёрничать – каковы академии и университеты, таковы и специалисты, но очень хорошо, что вчерашние сельские жители, прежде чем прийти работать официантом или барменом в кафе или ресторан, проходят университетский или академический курс!!! Представляете, чтобы стало с нашей сферой обслуживания, если бы сразу из коровника да в бармены и официантки? Хотя, их и после образований ещё нужны годы, чтобы окультурить.
      И что же делать? Прежде всего повысить контроль за отбором учителей. Посредственный учитель не может воспитать личность! Экзаменовать учителей ежегодно на предмет всесторонней образованности, какой предмет ни преподавал бы этот учитель. И если расслаивать учеников, то надо сначала расслоить учителей и не допускать в городские, а тем более в столичные  школы учителей из сёл. Учитель должен быть из благополучной семьи и иметь собственную семью. Снизить процент допущенных к образовательному процессу учителей одиноких, учителей без собственных детей, разведённых, с нагулянными детьми. Не допускать в школы учителей с вредными привычками и проституток, малообразованных  и у которых собственные дети относятся к трудновоспитуемым. Если собственных детей не могут воспитать, то какое же сможет дать воспитание этот учитель чужим детям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий